Амбициозный проект московской современной бизнес школы – это отличное сочетание дизайна и истории.
Что-то абсурдное есть в том факте, что создателей «геометрического» здания московской школы управления Сколково вдохновили абстрактные композиции супрематистов. В 20-х годах прошлого века именно эти художники-радикалы старались преподнести своё творчество как революционное. Оно действительно было экспериментальным и вызывающе современным, как и сама революция, последователями которой являлись супрематисты. Их искусство было неразрывно связано с новой эпохой коммунизма, сменяющей вымирающую на тот момент капиталистическую систему. Однако в том, что создатели школы не пытаются стереть все следы традиционного, консервативного строя, есть что-то ободряющее. Супрематисты и их архитектурные «родственники» – конструктивисты – возможно, и хотели уничтожить всё старое и начать с нуля, а вот Дэвид Аджайе, архитектор новейшей и самой выдающейся российской бизнес-школы, явно считает иначе. Здание Сколково (общая стоимость проекта – 250 млн долларов), находится на задворках столицы, в пригородной зоне. В нём будет находиться новая бизнес-школа, которая претендует на звание первого по-настоящему международного учебного заведения в России, которое должно привлечь лучших сотрудников и лекторов со всего мира – уровень зарплат будет соответствовать этой высокой планке. На благоустроенной территории школы общей площадью в 148 акров также будет размещён кампус для 350 студентов, спортивный зал и даже вертолётная площадка. Все занятия будут проводиться на английском языке. В списке попечителей проекта значатся представители крупнейших компаний страны и её политическая элита. Первый камень Сколково был заложен бывшим президентом России Владимиром Путиным. Нынешний президент Дмитрий Медведев является председателем Попечительского совета школы. А идея создания Сколково принадлежит Рубену Варданяну, председателю Совета директоров компании «Тройка-диалог», одного из крупнейших инвестиционных банков страны. Российский миллиардер Роман Абрамович, инвестор проекта, вложил деньги в земельный участок, на которой ведётся строительство школы. Во всех видах строительства, будь то строительство музеев, стадионов или даже лабораторий, есть свои известные архитекторы-эксперты. Бизнес-школам пока только предстоит найти и разработать собственный стиль. Возможно, именно отсутствие признанных «мастеров жанра» заставило судей архитектурного конкурса сделать ставку на Аджайе, который, несмотря на наличие яркого и выдающегося портфолио, раньше не имел опыта работы с подобными проектами. Аджайе родился в Танзании в семье ганского дипломата, но уже давно живёт в Лондоне. Он стал по-настоящему известным благодаря своим проектам экспериментальных домов, каждый следующий из которых был ярче и смелее предыдущего – многие из них были построены для известных клиентов. Он еще больше упрочил свои позиции проектированием нескольких общественных зданий – публичная библиотека Idea Store в восточном Лондоне, галерея Rivington Place в Шордиче, а также успешными зарубежными проектами – музей современного искусства в Денвере и Нобелевский центр мира в Осло. Но лишь после работы над зданием школы Аджайе сумел получить свой самый многообещающий заказ – проект Национального музея афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне. Судя по оригинальному зданию Сколково, строительство которого скоро завершится, русские не прогадали, выбрав Аджайе. «В Москве появляется новый класс менеджеров. Наш проект как раз для них, – говорит Аджайе. – Он символизирует изменения в общей динамике развития страны, уход от советской культуры. Но вместо того, чтобы просто импортировать бизнес-культуру из других стран, мы стараемся создать что-то новое здесь. Это здание должно не только отсылать нас к архитектуре брежневской эпохи и конструктивистов, но и ассоциироваться с чем-то современным». Основными архитектурными элементами бизнес-школы, как и университета, считаются кампус и внутренний дворик. Но небольшое здание, расположенное на огромной территории Сколково, совсем не следует этим канонам. «Это что-то вроде монастыря 21 века, – объясняет Аджайе. – Мы старались создать что-то эффектное, впечатляющее. Место, где сосредоточены знания». Но если кампус и внутренний дворик являются такими важными архитектурными доминантами, то почему Аджайе их проигнорировал в своем проекте? «Всё дело в климате. Попадая в здание, вам уже не нужно беспокоиться о превратностях российской погоды». Учредители школы считают, что налаживание связей (networking) – важная часть учебного процесса. Студенты должны учиться не только у преподавателей, но и друг у друга. «Компактный» дизайн должен этому способствовать. «Мы сделали акцент на помещениях, предусмотренных для общения и диалога. Здание позволяет по-другому взглянуть на город, по-другому представить окружающий ландшафт. Оно выступает связующим звеном между городской и загородной жизнью». Опорой здания служит круглый подиум, где будут располагаться все большие помещения, включая конференц- и лекционные залы, столовую. Именно здесь будут проходить все крупные мероприятия. Подиум-цилиндр является основой для четырех тонких прямоугольников. В этих архитектурных элементах будут расположены кампус, пятизвёздочная гостиница (для бизнес-элиты), административные помещения и фитнес-центр. Эти помещения – важная составляющая часть школы, хотя прямоугольные элементы выглядят легче по сравнению с четырёхэтажным цилиндрическим подиумом, на крыше которого плюс ко всему будет расположен ещё и сад. Здание также выглядит менее массивным благодаря мозаичному покрытию, сделанному из ослепительных панелей-параллелограммов. Все эти геометрические фигуры являются элементами, привнесёнными под влиянием творчества супрематистов – особенно заметно влияние Казимира Малевича. «Мы хотели, чтобы здание было монументальным, – комментирует Аджайе, – но при этом и не слишком тяжёлым. Оно большое, однако неформальный архитектурный подход делает его лёгким и прозрачным». Возможно, к данной лёгкости стремились в противовес тяжести и мрачности, с которым ассоциируется бизнес в России. В школу вкладывают деньги целый ряд компаний и не со всеми из них ассоциируются понятия «открытость» и «прозрачность». Для них данный проект – это первый шаг к изменениям, для начала – к изменению имиджа. «В этой школе будут учиться бизнес-лидеры, которые станут движущей силой экономики. На смену советской системе линейного, почти военного управления приходит другой строй. Мы становимся свидетелями эволюции, благодаря которой появляются личности, способные к действиям, не упускающие новых возможностей. Радикальность архитектуры конструктивистов была в том, что они абсолютно по-другому смотрели на будущее», – говорит Аджайе. В проекте Сколково также очень хорошо чувствуется новый взгляд на будущее, хотя инструменты, которые помогают строить эту «утопию», совсем другие, нежели на заре революции.
|