КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / СМИ и масс-медиа / Формула идеальной новости

Формула идеальной новости

Формула римского оратора Квинтилиана до сих пор применима для создания хорошей новости. Кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда? – необходимый, но недостаточный набор для тех, кто пишет идеальную новость.

Римский ритор Квинтилиан и не подозревал, какой великий вклад он внес в теорию новостной журналистики. Но созданное по его формуле, содержащее ответы на все вопросы, событие само по себе еще не может называться новостью. Такому событию не хватает «головы» – событийного, информационного, оперативного повода. Долгое время информация в советской прессе не ограничивалась бесстрастной фиксацией тех или иных фактов. «Ее цель – последовательная пропаганда достижений партии и советского народа. Когда мы говорим, что информация должна быть партийной, подразумевается именно это – качественная суть, идейный стержень информации.

В информационных материалах, как правило, сообщаются лишь сами факты, без выводов и политических обобщений: читателю предоставляется самому сделать необходимые выводы. Это, однако, и предполагает, и диктует обязательную организационную роль редакции в подборе публикуемых материалов». Газеты являлись органами партийных комитетов, вся информация строго регламентировалась партийными решениями и постановлениями. Весомость факта определялась пропагандистской направленностью. А сам факт определялся так: «это простое, не зеркальное отражение социального факта, а такое творческое преобразование последнего, которое содержит авторскую интерпретацию социального факта в целях идеологического воздействия на читателей».

Рамки идеологического воздействия отчасти зашоривали исследователей, им приходилось непросто, и тогда в оборот вводились слова о душе, сердце информации.

«Душой информации является новость. Чтобы факт составил основу информации, он одновременно должен быть новостью».

«Если факт – сердце информации, то новизна – ее душа».

В 80-е годы в определении информации упор делался на то, что «информация – это не случайные, а определенным образом подобранные факты, это – система фактов в системе агитационно-пропагандистской деятельности газеты. Таким образом, информация выступает прежде всего как категория политическая».

Пример такой информации из 80-х годов. Газета «Правда», 6 января 1986 года. Первая полоса.

Созвездие энергоблоков

Пятнадцать лет назад на берегу красавицы реки Припять нача­лось строительство первенца атомной энергетики Украины – Чер­нобыльской атомной электростанции. Сегодня здесь действуют уже четыре энергоблока-«миллионника».

Более 160 миллиардов киловатт-часов энергии выработали они с момента пуска первого энергоблока, введенного в эксплуатацию восемь лет назад. Такой большой выработки электроэнергии за это время не удавалось достичь ни одной отечественной электростанции.

Завершающий год одиннадцатой пятилетки был для Чернобыльской АЭС необычный – здесь действовали на полную мощность сразу все энергоблоки. Подобного еще не было за всю историю эксплуатации атомного богатыря. Раньше ежегодно, согласно графику, хотя бы один из энергоблоков останавливали на плановый ремонт: он длился в зависимости от его сложности от 15 до 80 суток. Благодаря сокращению сроков ремонта графики удалось совместить. И годовое производство энергии достигло в прошлом году рекордной цифры – 28 миллиардов киловатт-часов.

В повышении социалистических обязательств, взятых в честь XXVII съезда КПСС, коллектив станции предусмотрел довести годовую выработку электроэнергии до 29 миллиардов киловатт-часов, а в январе и феврале этого года перевыполнить план выработки на один процент.

Строительство Чернобыльской АЭС имени Владимира Ильича Ленина продолжается. Полным ходом идет сооружение пятого «миллионника», пуск которого намечен на первый год двенадцатой пятилетки.

Несколько месяцев спустя эта небольшая заметка была перепечатана всеми газетами мира. Мир ахнул: катастрофа века! Мир ахнул: безалаберность века! Тридцатистрочная заметка поведала миру о том, чего стоила наша система всеобщего, бездумного пофигизма, чего стоили наши так называемые повышенные соцобязательства, рапорты, подарки к очередному партийному съезду, какой ценой они выполнялись. Обычная, проходная заметка приобрела зловещий оттенок и трагическое звучание. И самое страшное, что две недавние катастрофы XX и XXI веков – подводной лодки «Курск» и самолета Ту-154 рейса 352 – это все те же выпадающие звенья той системы. Конечно, сегодня она изрядно поржавела и расшаталась, но изменить психологию людей… Для этого нужны десятилетия.

Что же такое новизна информации? Американский исследователь Уолтер Липман писал, что «новость – не отражение социальных условий, а отчет о том, что навязчиво лезет в глаза».

Социолог и видный аналитик прессы Бернард Рошко утверждает, что «всякая новость имеет природу. Это специальный продукт, отражающий попытку осознать, что происходит в обществе, и это – организационный продукт, отражающий то, как СМИ решили с ним поступить».

Другие статьи
Все статьи, Курсы журналистики
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket