КурсыMBAКомпанииГранты на обучениеВузыПовысь зарплату

EduMarket Образование
  Вход на сайт
 
Напомнить   
Запомнить меня
 
Пользовательское соглашение


Публикации и новости

Анонсы и релизы (592)

 

Бесплатные видеокурсы (3013)

 

Статьи (2986)

 

Новости (550)

 

Победители конкурса грантов (124)

 


 
СМИ / Статьи / Безопасность / Как провести внутреннее расследование

Как провести внутреннее расследование

Разглашение коммерческой тайны, хищение, длительное отсутствие на  рабочем месте, нарушение внутреннего распорядка компании - все эти происшествия требуют внутреннего расследования. Неважно, собираетесь вы затем передать дело в суд, расследование провести стоит. Как сделать это правильно, не нарушая ничьи права?

Материалы, дающие основание для расследования, могут быть получены:

  • по результатам аудиторской проверки;
  • по результатам инвентаризации;
  • из официальных и неофициальных (анонимных) заявлений сотрудников;
  • на основе оперативной информации.

Внутреннее расследование проводят сотрудники, имеющие соответствующие полномочия в организации. Цели проведения служебного расследования:

  • найти виновных в происшедшем;
  • выяснить причины возникновения;
  • оценить ущерб и найти способы его минимизации;
  • выработать предложения по предотвращению подобных случаев в будущем.

Расследование обязательно проводится в соответствии с действующим законодательством и внутренними документами компании, регламентирующими эту сферу.

Решение о целесообразности вовлечения правоохранительных органов в расследование инцидента принимает руководство компании. Это зависит от многих условий:

  • размеров нанесенного ущерба;
  • возможности предоставить для следствия убедительные доказательства совершения правонарушения;
  • принятой в компании политики в отношении наказаний;
  • возможности возмещения ущерба;
  • готовности компании предоставить в распоряжение правоохранительных органов конфиденциальную информацию.

Алгоритм проведения внутреннего расследования

  1. Уяснить суть случившегося: понять, что произошло, выяснить причины, выяснить последствия, определить, какого рода информация может быть полезна и где ее можно найти.
  2. Собрать информацию, имеющую (или могущую иметь) отношение к происшедшим событиям: свидетельские показания, документы, объяснения участников, оперативные данные.
  3. Проанализировать имеющуюся информацию на предмет достоверности: выявить и проверить возникшие противоречия, выстроить логически непротиворечивую картину происшедшего.
  4. Вынести мотивированное заключение: на основе собранных данных определить виновника, предложить меры для предотвращения подобных случаев в дальнейшем.

Если нет необходимости (или возможности) отстранить проверяемых лиц от исполнения служебных обязанностей, нужно организовать тщательный постоянный контроль их деятельности (конечно, при этом важно не насторожить проверяемых сотрудников). При работе с материалами, относящимися к внутреннему расследованию, следует соблюдать осторожность: это строго конфиденциальная информация.

Внутреннее расследование случаев мошенничества

При проведении внутреннего расследования причастности к мошенничеству конкретных лиц (непосредственно совершивших правонарушение или ему способствовавших) рекомендуется работать по следующей схеме:

Изучаются факты и обстоятельства совершения мошеннических действий 
  • где, когда, при каких обстоятельствах сотрудник познакомился с мошенником (или с представителем компании, от имени которой произведены мошеннические действия)?
  • какую цель при этом преследовал сотрудник?
  • сколько раз проходили встречи, где, в какое время, как долго?
Анализируются вызвавшие подозрение факты 
  • партнер предлагал невероятно выгодные условия сделки
  • отсутствовала лицензия на декларируемую деятельность
  • договор подписывался в спешке, нервозной обстановке, оказывалось психологическое давление, после подписания договора партнер уклонялся от встречи
  • сотруднику было обещано вознаграждение и пр.
Изучаются лица, имеющие отношение к данным фактам; выявляются мотивы их действий
  • действовал ли мошенник один или в составе группы?
  • принимали ли участие члены группы в мошеннической схеме или их использовали «втемную»?
  • собираются данные о приметах мошенника, его занятиях, образе жизни, поведении (как представлялся, какие показывал документы, какие имена и названия компаний использовал)
Анализируются способы и методы реализации преступных замыслов
  • получение денежных, товарных кредитов по поддельным документам
  • создание компаний-«однодневок»
  • фиктивные операции с недвижимостью, завышение стоимости продукции/услуг, обман при продаже необеспеченных акций и суррогатов ценных бумаг и пр.
Проводится сбор вещественных доказательств мошенничества и фиксация следов преступления
  • получение оригиналов или копий документов, относящихся к делу (договора, счет-фактуры, накладные, данные о характере сделки, информация об имуществе, переданном/полученном мошенником)
  • показания лиц, которые могут подтвердить обстоятельства совершения мошенничества
  • показания свидетелей и участников правонарушения
Установление размеров причиненного ущерба 
  • расчеты внутренних специалистов на основании бухгалтерских документов
  • оценка внешних аудиторов
Принятие мер по обнаружению похищенного имущества, денежных средств, документов, носителей конфиденциальной информации и по возмещению ущерба
  • встречи с лицами, которые могут оказать помощь в расследовании
  • выезды в места предполагаемого хранения похищенного

На основе собранного фактического материала и данных, полученных (подтвержденных) в результате проведения бесед, готовится мотивированное заключение.

По окончании внутреннего расследования, после вынесения мотивированного заключения и утверждения его уполномоченным руководителем, необходимо, совместно с юридической службой, найти законные способы решения проблемы возмещения виновником нанесенного компании ущерба.

Вопрос об огласке сведений в отношении совершенного мошенничества, размере причиненного ущерба, причастных к нему лиц также решается с учетом особенностей конкретной компании (сфера деятельности, репутация на рынке, особенности корпоративной культуры, личное мнение руководителя/собственника и т. п.). Часто руководители стремятся скрыть от коллектива информацию о подобных случаях, опасаясь, что она может повредить репутации компании, но, как правило, «все» обо «всем» знают. В то же время разоблачение и наказание злоумышленников оказывает заметный воспитательный эффект на сотрудников, поэтому принимать решение об огласке подобной информации нужно взвешенно и продуманно, оценив отдаленные последствия.

Чтобы не допустить повторения случаев мошенничества, разрабатываются мероприятия по предупреждению подобных фактов в дальнейшем, которые подаются на рассмотрение руководству компании. Такие мероприятия, как правило, предусматривают:

  • организацию эффективного финансового и административного контроля;
  • вершенствование системы безопасности компании;
  • оздоровление кадровой политики;
  • усиление внутриобъектного режима;
  • улучшение технологических процессов;
  • обучение персонала распознаванию признаков мошенничества;
  • повышение профессиональной подготовки сотрудников ответственных за противодействие мошенничеству;
  • формирование лояльности работников к компании и соответствующей корпоративной культуры.

Комплекс подобных мер позволяет в дальнейшем предупреждать случаи мошенничества или уменьшать возможный ущерб компании.

Другие статьи
Все статьи, Обучение охранников
Пользовательское соглашение       Обратная связь       Карта сайта

© 2006—2024 Edumarket